Как разрешить конфликт.

«Не конфликтуй: с умным договорись, дурака обмани».   Михаил Литвак. Принцип сперматозоида.

Пути разрешения конфликтов

Пути разрешения конфликтовМы часто думаем: везёт же спокойным, необидчивым и мирным людям. У них, наверняка, нет проблем со здоровьем: они же всегда расслаблены, улыбчивы, дружелюбны. Но психологи всё чаще говорят о том, что в большинстве конфликтных ситуаций надо сорвать гнев и хорошо поругаться с оппонентом, чтобы не заработать невроз,

язву желудка или другое психосоматическое расстройство.

Конфликт: избегать или провоцировать?

Как вы ведёте себя, когда чувствуете, что разыгрывается конфликт? А как действуют в этой ситуации ваши знакомые? В стратегиях поведения можно выделить две противоположности. Первая из них – взрывы ярости по малейшему поводу, а вторая – внешне абсолютная нечувствительность к оскорблениям и обидам. Между этими двумя точками – огромное количество вариантов реакций человека на конфликт, которые находятся ближе к одному или другому полюсу. Разберёмся в них поподробнее.

Те, для кого конфликт — повод «вспыхнуть» даже из-за малейшего пустяка, так же быстро и остужают свой пар. Они открыто выражают все свои негативные эмоции и не пытаются контролировать свою ярость. Понятно, что подшучивать над ними или задевать их за больные места – всё равно, что играть с огнём. С другой стороны, такие «взрывоопасные» личности совсем не злопамятны. Они сразу ответят на обидное для них замечание или любую провокацию ссоры, а через час уже забудут о том, что между вами возник конфликт.

Противоположность этому типу – сдержанные, внешне мало эмоциональные люди. Они не проявляют своих чувств и кажутся вообще равнодушными к нареканиям окружающих. На самом деле, они очень чувствительны к упрёкам и шуткам в их адрес. Хоть они и не отреагируют на назревающий конфликт внешне, где-то глубоко внутри запомнят этот случай надолго и тщательно будут разрабатывать план мести. И мстить будут в самый сложный для вас момент. Причём, их «приговор» обидчику может исполняться неявно, а скрытно, в виде распущенных слухов, рассказывания ваших секретов и указания на ваши слабости.

Кому же из этих двух типов лучше? Кто из них сможет дольше сохранить своё здоровье?

  Конфликт типа А или конфликт типа Б?

Оба варианта конфликта или поведения во время ссоры приводят к напряжённым отношениям с окружающими. «Взрывных» людей боятся и обходят стороной, а «тихонь» недолюбливают за их мстительность и вялость.

Что же касается здоровья, первые слишком быстро растрачивают свою энергию по мелочам. А потому у них резко меняется давление. Каждый конфликт для них — причина для переживания чувства вины, мучений от нервных тиков и головных болей.

Но и для тех, про кого говорят «в тихом омуте черти водятся», конфликты тоже не проходят бесследно. Они проглатывают обиду и не выражают своего негодования. Скрывают от окружающих, что видят конфликт, но на самом деле ещё долго после этого чувствуют себя униженными и несправедливо оскорблёнными. Именно у людей с такими чувствами часто развивается язва желудка (как реакция саморазрушения), зависимость от табака и алкоголя, неврозы навязчивых состояний и действий Также постоянно подавляемые эмоции и появляющиеся из-за них мышечные зажимы рано или поздно приводят к сутулости и проблемам с позвоночником.

Каковы же пути разрешения конфликтов, как себя вести, когда назревает конфликт?

Оптимальное поведение — где-то посередине между этими двумя крайностями. Те, кто знают, где надо покричать, а где надо промолчать, выигрывают во всех отношениях. Они гибко подстраиваются под ситуацию, адекватны в общении с окружающими (даже если в какие-то моменты это общение нельзя назвать по-другому, кроме как конфликт) и не страдают из-за избытка или недостатка выражения чувств.

В чём секрет тех, кто умеет с пользой для себя находить пути разрешения конфликтов? Всё дело в умении прекратить его, когда это нужно.

  Пути разрешения конфликтов.

Первый этап: разберитесь в собственных чувствах. Какие эмоции переполняют вас? Обоснованы ли они? Чего вы хотите добиться? Честно признайтесь себе, что вы испытываете к оппоненту и зачем ввязываетесь в конфликт с ним.

Также проанализируйте состояние собеседника. Попробуйте посмотреть на ситуацию с его точки зрения и понять его мнение.

Затем переходите к следующему этапу – конкретизации проблемы. Установите истинную причину: из-за чего начался конфликт? Найдите в себе силы отыскать истинную причину (а не повод) своего поведения и поведения партнёра. Только так вы сможете конструктивно разрешить конфликт и избежать его повторения.

Завершающий этап – поиск наилучшего решения. Оптимальный вариант – это не манипуляция, уход от проблемы и даже не компромисс. Обе стороны выиграют, если конфликт подтолкнёт их к стратегии сотрудничества. Вам надо из соперников превратиться в партнёров и приступить к обсуждению возникшего затруднения, а не недостатков друг друга.

  Управление конфликтами

Если вы хотите разрешить конфликт в выгодном для себя направлении, применяйте уловки, которые помогут достичь согласия с собеседником. Менеджеры по переговорам убеждены, что результат зависит не только от смысла ваших слов, но и от того, как вы преподносите свои аргументы.

1. Откажитесь от отрицаний. Не начинайте предложения с «но». Лучше скажите: «Вы правы, и вместе с тем…» или «Я согласен, и всё же…» Также эффективны в достижении расположения фразы типа: «Мы всегда понимали друг друга с полуслова» и «Мы пришли к единому мнению по следующим вопросам…»Эти выражения говорят о вашем сходстве и помогают сближению во мнениях. Помимо этого, они стимулируют взаимное желание сторон устранить разногласия и прекратить конфликт.

2. Используйте правило «Трёх Да». Вам потребуется привести три аргумента, на которые собеседник точно ответит «Да». Тогда любое четвёртое утверждение с вероятностью в 90% будет принято с согласием. Так можно снять негативный настрой партнёра и донести до него своё мнение.

3. Говорите от своего лица. Если вы скажите: «мне обидно…» или «я хотел бы…», то собеседник воспримет это как безобидную просьбу. Если же вы часто будете «тыкать» и переходить на личности, то это будет расцениваться как нападение и открытый конфликт, что не приведёт ни к чему хорошему.

4. Старайтесь подчеркнуть в разговоре не те положения, которые уже вызвали конфликт, а добиться взаимного уважения и сотрудничества.

Оставить комментарий